Советы педагогам начальных классов

slide_1

Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия. В начальной школе особо значимы для ребенка – взаимоотношения с учителем. Вы становитесь объектом подражания,  во многом определяете мнения, стремления младших школьников. Вашими глазами  ребенок видит себя, сверстников и школьную жизнь. Особенно это характерно для первоклассников.

Рекомендации для учителей начальных классов

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обыч­но отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удив­ления. Не действуйте вопреки ребенку.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выс­лушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытай­тесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушай­те не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ре­бенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ре­бенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы за­ботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Под­держите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
  3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом челове­ке помогут сохранить о нем добрую память.
  4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честны­ми в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать “Я не знаю”. Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
  5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. “Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла”. В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. “Мама любила клоунов, не правда ли?” – такая фраза может стать началом разгово­ра о цирке и на уроке рисования можно предложить изоб­разить что-нибудь веселое.
  6. Никогда не говорите: “Ты ведь так не думаешь, не так ли?” Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и силь­ны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо гово­рить. Не следует произносить фраз типа “Скоро тебе бу­дет лучше”. Гораздо лучше будет сказать: “Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец дол­жен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его”.
  7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Необходимо с особым вниманием относиться к труд­ным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посове­товать приготовить поздравление для бабушки. Конеч­но, невозможно заранее учесть все возможные случайно­сти. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страда­ющему ребенку пережить трудный для него период с ми­нимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной по­мощи. Здесь требуется специализированная индивидуаль­ная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающе­му ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоми­наний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предла­гают ему самому справляться с горем, самому вырабаты­вать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой зада­чей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе.

Советы усталому педагогу

Мы устали.

В многочисленных российских педагогических училищах, педагогических институтах и университетах получают образование будущие учителя и педагоги. Они получают хорошее, надежное, фундаментальное  академическое образование в лучших традициях российской педагогики.

Затем выпускники этих учебных заведений приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их работа отправляет своих работников на курсы переподготовки,  на курсы повышения квалификации и на всякие другие разные умные курсы и занятия. Учителя – практики посещают многочисленные семинары и лекции в доме учителя, в институте усовершенствования работников образования и других серьезных организациях, где их учат многому.

Жаль только, что их учат быть учителями, но не учат быть успешными учителями. Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. К сожалению, нигде нашего российского учителя не учат работать не тяжелее, а умнее.

А это так ему надо, ведь, как известно, наш российский учитель работает много и тяжело. Нигде не обучают более экономичному и более разумному режиму учительского труда,  не учат, как строить отношения со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающих технологий и основ здорового образа жизни, так необходимых современной российской школе. Всему этому и многому другому учителям приходится учиться самим.

От кого или от чего учителя больше всего устают?

  • Да от самих себя, любимых и неповторимых.
  • Оттого, что не могут организовать свою жизнь по-другому или реорганизовать ее.
  • Устают оттого, что нет привычки иметь увлечения или хобби.
  • Оттого, что ленятся заниматься собственным здоровьем.
  • Оттого, что не умеют отказываться от навязываемых обществом и культурой сомнительных идеалов.
  • Оттого, что боятся быть самими собой, не оправдывая тем самым ожиданий общества.
  • Учителя устают потому, что сами взваливают на себя слишком много нагрузок, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.
  • А еще учителя устают от своей психологической безграмотности, от нежелания постоянно учиться общению, от неспособности взглянуть на себя со стороны и провести необходимую коррекцию, психологический и психический ликбез.

И поэтому увязают в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаясь в хронический пессимизм и депрессию.

  Как же разрешить создавшуюся ситуацию?

— Хватит жаловаться на жизнь, на мир вокруг, на бесконечные проблемы нашего времени. Проблемы у людей были всегда, в любые времена. И нам трудно судить, легче или тяжелее были проблемы у наших предков.

— Задайте себе вопрос, в какие доисторические времена вы хотели бы жить: во времена татаро-монгольского ига, или во времена Ивана Грозного, или во время Октябрьской революции 1917 года, или быть может, в сталинские времена? Либо поближе: во время  Второй мировой войны или в послевоенное время? Когда?

Получается так, что лучше нашего времени ничего и нет. Просто педагоги устают от однообразия жизни и от самих себя.

Несколько советов по отношению к своей работе; по отношению к самому себе и к своей жизни; по отношению к миру вокруг.

               ПРОСТЫЕ КОРОТКИЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы ее строите сами. Ни в коем случае не сидите и не пересиживайте. Делайте хоть что-нибудь. Не хнычьте, а действуйте. Не хандрите, а предпринимайте что-то реальное.

Пришли с работы очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатывайтесь на обычной пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это – великолепный массаж спины и позвоночника.

Успевайте жить! Да-да, просто жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять  многочисленные обязанности и, забываем при этом жить.

Непременно планируйте на каждую свою неделю жизни какое-то дело, которое принесет вам радость.

Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними всегда. Закончив школу, наши ученики могут забыть грамматические правила и сложные формулы. Но наши хорошие добрые шутки они будут потом вспоминать. Помните: ученик выжил, потому что смеялся. И еще: учитель выжил, потому, что смеялся со своими учениками.

Преподносите себя ученикам, родителям, коллегам и школьной администрации. Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Плечи должны смотреть в небо, а не в землю. Долой сутулость! Голова высоко поднята. Походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и нервозности. При этом смотрим в глаза и улыбаемся.

Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательно-спокойно-уверенное.

Обязательно выбирайте 15 – 30 минут в день для личного отдыха в полном одиночестве и тишине. Никаких дел и никого вокруг. Это – ваши минуты! И ваша задача – организовать их для себя.

В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное.

Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или иную сторону перекосить вашу жизнь. Планируйте, рассчитывайте, соизмеряйте и составляйте разумный ее баланс.

Создайте свою собственную (или позаимствуйте у умных людей уже имеющуюся) систему во всем: в работе, отдыхе, заботе о собственном здоровье.

Найдите друзей, заведите друзей, имейте друзей, берегите друзей!

На работе пропагандируйте и практикуйте только деловой стиль общения с окружающими вас людьми.

Заводите и практикуйте в любой аудитории только хорошие манеры. Тренируйте, натаскивайте на это всех участников классного и внеклассного общения, и себя в первую очередь. Не надо владеть классом, надо владеть лучшими манерами общения с учениками.

Не стоит все время говорить на своем уроке. На каждом уроке устраивайте себе  «Минуту молчания», и лучше не одну, а несколько, предоставляя своим ученикам  возможность высказаться и поразмышлять вслух.

Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными средствами. Не работайте скучно и тяжело. Не живите неинтересно и беспросветно. Обогатите свои уроки. Разнообразьте собственную жизнь. Интересно вам – интересно детям. Скучно, нудно и невыносимо вам,  ученикам – сложнее и скучнее вдвойне.

Просто любите своих учеников, искренне и без всяких условий. Хотя и нет гарантий, что в ответ получите то же самое.

Не требуйте и не ждите от своих учеников благодарности. Дети не могут испытывать это чувство. Не у всех взрослых такое получается.

Перестаньте считать своих учеников плохими, тупыми и хулиганистыми. И они перестанут таковыми быть. Ведь на самом деле они, скорее всего, обычные, нормальные дети, непослушные, подвижные и активные. Дети такими и должны быть.

Не ищите виноватых, а ищите решение проблемы.

На каждом уроке перед вами возникает альтернатива – быть оптимистичным и успешным учителем или хмурым и неуспешным. Выбирайте оптимизм и успех. Не прогадаете!

Держите себя не просто в рамках, а в оптимистических рамках. Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом.

Каждый рабочий день, на каждом своем уроке мыслите позитивно. Просто выбросите все негативные мысли из головы.

Наденьте на себя красивую одежду и счастливое лицо. И пусть ваша жизнь будет красивой и счастливой. Только не забудьте, что сделать собственную жизнь таковой можем и должны только мы, мы сами.

Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно.

Если в вашей работе постоянно возникает много разных проблем, значит все идет нормально, значит, вы действительно работаете, а не предаетесь безделью.

Всегда стремитесь быть финансово независимыми. Умейте заработать и иметь свои собственные деньги. При этом не тратьте столько, сколько зарабатываете.

Не идеализируйте мир и людей вокруг. Не ожидайте, что окружающие  вас люди изменятся. Такое вряд ли случится. При необходимости меняйтесь сами. Это – гораздо надежнее и реальнее.

Не обижайтесь на весь мир. Мир вокруг нас такой, какой он есть, ни плохой, ни хороший. А мы, люди, конечно же, несовершенны. Зато мы живые и реальные.

Не воспринимайте критику в свой адрес как трагедию или как личную обиду. Лучше задумайтесь над ней и попытайтесь взглянуть на себя со стороны.

Не мечтайте о жизни без проблем, жизни тихой и спокойной. Такая бывает только на кладбище.

Не стоит страстно хотеть то, что есть у других. А стоит просто ценить то, что имеете вы. Такое получается только у счастливых людей.

Не ждите светлое будущее, а наслаждайтесь имеющимся настоящим.

Помните, ваши лучшие годы проходят сейчас.

Выбросите из головы все негативные воспоминания о прошлом и перестаньте заранее переживать о будущем. Живите здесь и сейчас.

Хотите почувствовать прилив сил и энергии, улучшение самочувствия и повышения общего тонуса организма? Искренне порадуйтесь за другого человека. Просто порадуйтесь за другого – и все.

Если успех к вам не приходит, найдите, что его блокирует. Снимите эти блоки. Они обычно – в нашей голове, в наших мозгах.

Иногда в нашей жизни, увы, происходят просто нелепости. И с вами они будут случаться постоянно. Но, не стоит зацикливаться на них. Посмотрите, сколько «лепостей» вокруг нас и оцените их!

Жизнь нам дается один раз, и прожить ее надо так… Люди давно спорят и решают, как именно. Ну, в общем надо просто жить!  И, пожалуйста, сами точно решите для себя, как именно. Так и живите!

Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть. Примите всем сердцем, всей душой. И сделайте то же самое со своей профессией, со своей работой.

Всегда хвалите своих учеников. А если не за что, то находите, за что. Просто хвалите, и все.

Умейте адаптироваться. В нашей современной жизни надо не только постоянно учиться, но еще уметь и переучиваться. Находите в себе мужество пересмотреть собственные взгляды, перестроить шаблоны своего поведения, переоценить ценности. А любые изменения в жизни начинаются с нашего решения изменить себя, с нашей воли и самодисциплины.

Собственным негативом, постоянной критикой кого-то и чего-то, использованием в своей речи грубых слов, мы сами разрушаем собственную жизнь, медленно и на первый взгляд незаметно. Сократите употребление грубых слов, резких критических замечаний, уберите злословие и сквернословие из собственной речи.

Не решайте глобальных проблем человечества на своем уроке и в своей жизни. Не пытайтесь на собственных уроках моделировать всю систему российского образования, лучше сделайте качественнее свой урок. Не следует на своей работе пытаться кардинально изменить современных детей, одним махом перевоспитав их. Лучше заняться самовоспитанием, личностным ростом и духовным совершенствованием.

После неудачи или провала не переживайте, а начинайте все сначала.

Делайте все возможное для достижения своих целей. Но если все же не получилось, не стоит переживать. Просто скажите себе: «Я сделал все, от меня зависящее. А что переживать за то,  что от меня не зависит, и чего я изменить не могу?!» и двигайтесь дальше с оптимизмом.

Секреты успешного проведения родительских собраний

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу… И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!).

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а, следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы, накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора.

                                             ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора. В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети. Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания.

ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИmokey3

Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

  • Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
  • Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.
  • Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
  • Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте…
  • Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
  • Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

   Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом…», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как…» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история…

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезны классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Если дисциплина — проблема…

Проблема дисциплины стоит перед учителем всюду — в школе и в детских садах, в первом классе и в одиннадцатом. Она актуальна и для молодых, и для опытных учителей. Уже после первых дней педагог осознаёт: у ребят есть сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.
Именно исподтишка! Например, мычанием: как узнать, кто мычит, если равномерный гул начинается сразу, стоит нам открыть рот, и упрямо продолжается, пока мы его, то есть рот, не закрываем? Мы в растерянности, но эта растерянность сопровождается звенящей тишиной и устремлёнными на нас послушно-издевающимися глазами.
Или так: стоит повернуться к доске, — из-за спины раздаётся гудение, сопение, шёпот, и всё это увенчивается каким-то подобием художественного свиста. Педагоги-мастера знают: показывать классу спину нельзя, ибо это пролог к разрыву всех отношений. Но где их, мастеров, взять?
Вчерашняя выпускница вуза, налетая на всё по пути, добежала на перемене до учительской: «Не пойду я к ним больше! Я им что, девочка?!» Оказалось, у неё на столе ретивые семиклассники разложили всю атрибутику детской песочницы, не забыв посадить резиновую куклу на учительский стул. Она вошла в класс и увидела на доске: «Превед, Леночка!» (А та почему-то решила, что называться Еленой Викторовной — это педагогический крест.) Вот теперь и «не девочка».79823
А что прикажете делать, если испытывать учителя «на слабо» — любимое дело каждого класса и каждого ученика, у которого усы — только в проекте?

Существуют три способа реагировать на «неподходящее» поведение воспитанников.

1. Невмешательство. Учителя в лучшем случае разъясняют, что случилось, когда всё уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением.
2. Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание «слабых мест» каждого).
3.  Взаимодействие. Учителя берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребёнка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Программа дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.

Когда мы говорим, что конкретное поведение — это один из выборов человека, мы тем самым получаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников вести себя гораздо эффективнее. Большинство ваших учеников прекрасно знают, как они себя ведут и какой эффект имеет такое поведение.
Учитель — всего лишь человек, и имеет право быть агрессивным. Имеет право, но… только в своём воображении. Кроме того, наш гнев — то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Ребята всегда готовы играть, когда делают что-то неподходящим образом. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается.
Ученики, наши дети, выбирают разные модели поведения, чтобы чувствовать свою значительность и важность в разных группах: в семье и в классе, в драматической студии и в спортивной секции. Когда нам, педагогам, воспитателям и родителям, удаётся распознать за их «плохим поведением» важнейшую для них потребность «быть включённым» в социально значимые процессы и группы, мы начинаем искать пути помощи в выборе более подходящих видов поведения.

Поведение учеников: законы

Где бы вы ни работали — в детском саду, в школе или высшей школе, — сталкиваясь с «плохим поведением» воспитанников, вы спрашивали себя: как поскорее прекратить то, что мешает занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо себя вести? Как сделать, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ, познакомимся с тремя основными законами, которым подчинено поведение ребят.

 I закон.  Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах

1.  Вера Сёмушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?
2.  Света Петрова очень любит, когда её хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?
3.  Дина Смольникова всегда с готовностью остаётся после уроков для любой внеклассной работы. Почему только она?
4.  Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии, но с удовольствием слушает объяснение учителя на уроке истории. Почему?
Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.

Психологи объясняют «плохое поведение» детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие объяснения, какими бы справедливыми они ни были, не помогут установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница Веры Сёмушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, а учительница геометрии Коли Харитонова не может изменить его условий жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она дома получает денежное вознаграждение, и её учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный Светиными родителями. Дина с такой готовностью остаётся после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряжённая атмосфера, и её учительница не изменит обстановку в семье Дины.
Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников, так же как изменять их жизнь вне школы. Но, когда мы понимаем, что конкретное поведение — это вы-бор человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников сделать этот выбор. Право выбора должно быть признано учителем за каждым. Нельзя без ущерба для личности ребёнка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами «манипулирования», не оставляя ученику ино-го решения, а можем захотеть что-то изменить в собственном поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное реагирование.

II закон. Любое поведение подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни

Другими словами, — чувствовать свою важность и значимость. Эта потребность естественна для любого, поскольку люди — социальные существа. Ежедневно в течение 9 или И лет половину дня ребята проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять своё место в этой общности. Такое желание воплощается в трёх частных целях.

1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность).
2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками                               (коммуникативная состоятельность).
3. Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что мы называем «нарушением дисциплины», или «плохим поведением».

III закон. Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит. А это одна из четырёх целей: привлечь внимание, достичь власти, отомстить, избежать неудачи

Привлечение внимания. Некоторые выбирают «плохое поведение», чтобы привлечь особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая вести урок, а остальным — понимать учителя.

Власть.  Некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть. Для некоторых главной целью их излишней активности становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят, а иногда и всему классу.

Избегание неудачи. Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не могут выполнить требования учителей, родителей, свои собственные чрезмерно завышенные требования. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, находятся в изоляции, неприступные и «непробиваемые» ни для каких методических ухищрений педагога.

Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур. Он писал: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? — Я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашёл только четыре мотива их плохого поведения. В 90 /о случаев присутствует один из этих четырёх мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Каковы бы ни были цели дурных поступков учащихся, мы должны взаимодействовать с ними. А если мы научимся определять цель нарушения дисциплины, то сможем правильно строить общение, заменить неконструктивный способ на разумный и эффективный. И так не один раз, а всё время.2

  Стратегии педагогов: правила

Всё, о чём мы будем сейчас говорить, касается личности самого учителя — изменения его установок и реакций для достижения желаемых отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно ни были они подготовлены, не приведут к успеху, если учитель лукавит в своих установках и чувствах.

Правило 1.  Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности

Начинать свою работу следует с характеристики поведения без его оценки. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте оценочных слов вроде «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные слова только вызывают раздражение, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, будем ограничиваться обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, важно говорить только о том, что происходит прямо здесь, и в данный момент. Выход за рамки «здесь и сейчас» и ученика, и вас наводит на мысль, что его поступок — что-то неизбежное и неисправимое. Своего рода тупик. В самом деле, если Ваня или Таня «всегда» так ведут себя или «всегда будут» это делать, то как можно требовать, чтобы они попытались вести себя по-другому? Девиз «здесь и сейчас» — точка опоры для воспитателя!
Мы должны быть твёрдыми в отношении проступка и в то же время — доброжелательными в отношении ученика, чтобы у него не возникло желание «отбиться» и не пропало желание общаться. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка декларирует веру в то, что ученики могут вести себя как следует. Ваша вера в них — самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

Правило 2.  Управлять своими эмоциями

Когда ученик демонстрирует плохое поведение — властное или мстительное, — наши собственные эмоции очень неприятны. Это могут быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, — нормально.
Но контролируйте эмоции! Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того: мы демонстрируем отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим укрепляем решение вести себя плохо, даём очевидное оправдание. Наш гнев — то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, — мы заставляем такого ученика продолжать своё поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!
Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он даёт классу очень много: а) просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) готовит почву для успешного взаимодействия.
Ребята ожидают определённой реакции, которую можно предсказать, забрасывают «крючок», мы ловим его, и игра начинается. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается, а итог игры — свидетельство нашего поражения. Но попробуйте отказаться от игры. Это непросто. Один из способов — контролировать эмоции.
Часто учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать.
Попробуем всё же без неё обойтись. Можно «разряжаться» в ванной, включив на полную мощность воду, чтобы вас не слышали. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему всё, что не сказали в классе. На время забудьте про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д. Кричите всё, что хотите, оценивайте, обвиняйте, и как можно громче. В конце концов вы почувствуете себя успокоенным, даже опустошённым.

Правило 3.  Не усиливать напряжение ситуации

Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации — как для ученика, так и для вас. Это очень трудно — научиться не увеличивать, а снижать напряжённость ситуации. Перечислим типичные ошибки в реагировании на выходки.
          Мы ошибаемся, если в ответ на выходку в напряжённой ситуации:

  • повышаем голос;
  • произносим фразу типа «Учитель здесь пока ещё я»;
  • оставляем последнее слово за собой;
  • используем позы и жесты, которые «давят»: напряжённые позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, говорим «сквозь зубы»;
  • используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения;
  • прибегаем к сарказму;
  • обращаемся к оценке характера;
  • действуем как начальник (с превосходством);
  • используем физическую силу;
  • втягиваем других людей в конфликт;
  • настаиваем на своей правоте;
  • читаем проповеди;
  • ставим учеников в угол;
  • оправдываемся, защищаемся или снисходительно соглашаемся;
  • делаем обобщения вроде «Вы все одинаковы»;
  • позволяем себе необоснованно изобличать;
  • изображаем негодование;
  • придираемся, добиваясь своего придирками;
  • передразниваем учеников;
  • сравниваем одного ученика с другим;
  • командуем, требуем, давим.

    Некоторые из этих реакций могут изменить ситуацию лишь на короткое время. Но плата за недолгое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?
Кстати, часто некоторые награды, которые получают от нас ученики, напоминают взятки и поддерживают намерение вновь и вновь демонстрировать непослушание, чтобы вновь получить подобное. Если вы скажете Пете: «Не будешь списывать сейчас и сделаешь сегодняшнюю самостоятельную работу на самом деле самостоятельно — я не спрошу тебя завтра на геометрии», — в следующий раз он у вас поинтересуется: «Мне списывать или вы не будете спрашивать меня завтра на геометрии?» Любой из ваших выборов будет неудачным. Если вы выбрали первое, — тем самым разрешаете списывать. Если второе, — в следующий раз тот же ученик потребует за честную работу большую плату: например, не спрашивать его ни на геометрии, ни на алгебре.

Правило 4.  Обсуждать проступок позже

Поговорить о поведении ученика или его решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас. Особенно когда работают «сильные отрицательные эмоции» в случаях властного и мстительного поведения.
Когда же обсуждать случившееся? Возможно, через час, а может быть, через день. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда учитель будет в состоянии говорить объективно, причём именно о том, что произошло, а не о том, кто виноват, то есть сможет показать действия, а не действующего.
Вы спросите, как ученик узнает, что его поведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведёт?
Вот Саша, семиклассник, матерится на физкультуре. Разве ему не известно, что он «делает что-то нехорошее»? Конечно, известно. Он получит большое удовлетворение, просто подарок от вас, если перед классом вы начнёте читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о чистоте русского языка. Лучше всего в этом случае отреагировать немедленно, но совсем не так, как ожидает школьник. А вот серьёзное обсуждение отложить на то время, когда Саша не сможет извлечь выгоду.
Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определённых ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы быть на стороне порядка.

Правило 5.  Позволять ученику «сохранить лицо»

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят «шоу». Вместе с тем они знают, что учитель сильнее, и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить по-другому. В результате такие ученики всё-таки сделают то, о чём вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать: «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой:  «Я сделаю это, но по-своему, а не вашим способом». Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздражённого учителя. Согласие подчиниться он воспринимает как демонстрацию слабости, но требует полного подчинения себе — и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает: если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо», а вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.
Вы просите Марину не ходить по классу и занять своё место. Она соглашается, но, направляясь к своей парте, бормочет что-то невнятно и сердито. Бормочет негромко, понять ничего нельзя. В конце концов она же села, то есть вы своего добились. Но многие учителя допускают типичную ошибку — требуют полного подчинения, не используя игру «По-своему». Вот как выглядит эта ошибка.
Учитель: Марина, что ты бормочешь? Марина (сухо): Ничего. Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала!
Марина (громко, с сарказмом): Я только высказываю свои мысли вслух. Думаю. Вы против того, чтобы ученики думали?

Заметим, что вообще подобная реакция (ворчание) — нормальная для человека. Вспомните свою собственную реакцию: когда вам тоже приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы.
Недовольное ворчание — не единственная реакция в игре «По-своему».

       Ученики используют и другие «свои способы»:

  • «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;
  • строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
  • жестами выражают недовольство и неуважение;
  • ещё раз-другой повторяют то, что их просят прекратить делать, и только потом перестают;
  • перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.

      Но они подчинятся после этого! Если им позволить исполнить эту безвредную игру «По-своему», — инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете достоинства ученика. Оба — в выигрыше!

Правило 6.  Демонстрировать неагрессивное поведение

Конфронтация выбивает из колеи, эмоции выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань — всё это агрессивное общение.
Даже если мы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), — в момент конфликта они всё же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь правил:
1.    Отложить «на потом» дисциплинарные меры.
2.    Применить в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций.          А воспитательные монологи отложим на то время, когда будем абсолютно спокойны.

Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы ведём себя агрессивно, эмоции берут верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Конечно, сказанное — лишь отдельные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисциплиной. Но именно эти — главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архитектурным излишеством, а для нас — проблемой.

s-4-

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s